Велосипедные гонки пользуются заслуженной любовью. Велосипедистов можно встретить повсюду: на улицах городов, на шоссе, проселочных дорогах и лесных тропах. Люди разного возраста и профессий по достоинству оценили этого «стального коня».
Первый в мире велосипед построил русский крепостной крестьянин, житель уральского села Верхотурье - Артамонов. На этой удивительной по тем временам машине, он в 1801 г. приехал в Москву и вернулся обратно на Урал. Путь в оба конца составил 5 тыс. км. Более чем на полвека уральский механик опередил техническую мысль того времени. Только в 1855 году во Франции был построен педальный двухколесный велосипед с огромным передним колесом и рулем.
В России первые велосипеды (машина Артамонова была забыта) появились в 70-х годах прошлого века, а первые состязания велосипедистов были проведены в 1883 г. в Москве. Современный велосипед, сверкающий лаком и никелем, с упругими резиновыми шинами, круто изогнутым рулем и трубчатой рамой прошел долгий и сложный путь, прежде чем превратился из неуклюжего железного «костотряса» (так не без оснований называли первые велосипеды) в легкую быстроходную машину.
Велосипед Артамонова.
Первым велосипедистам приходилось плохо, когда они ехали по неровной дороге: железные колеса их машин не были «обуты» в резиновые шины, смягчающие удары и толчки. Позднее стали делать шины из сплошной резины. Затем шотландский врач Данлоп предложил надевать на колеса наполненные воздухом резиновые трубки – это уменьшило вес велосипеда сразу на несколько килограммов.
А еще несколько лет спустя на покрышки стали наносить рельефный рисунок, чтобы усилить сцепление колеса с поверхностью земли. Такая рифленая покрышка и теперь применяется на всех дорожных машинах.
Наша промышленность выпускает различные типы велосипедов. Самые распространенные из них – дорожные. У них длинная рама, выгнутая передняя вилка, мягкое пружинящее седло и широкие шины, на которых легко ехать по песчаной или грязной дороге. Во втулке заднего колеса имеется ножной тормоз. На такой машине можно отправиться на загородную прогулку, на работу или в школу. Она прочна и неприхотлива.
Велосипедные гонки.
Для спортсменов изготовляются специальные гоночные машины, предназначенные для соревнований по шоссе и треку. Они прочные, быстроходные и вдвое легче обычных. У них узкие, гладкие шины – однотрубки весом от 120 до 340 г, легкие дюралевые обода, тонкие спицы. На одном из таких велосипедов советский гонщик Ростислав Варгашкин проехал 200 м за 11,3 сек. Он мчался со скоростью более 60 км/час.
Существует много различных видов велосипедных гонок. Особенно распространены шоссейные. Различают шоссейные гонки с общим и раздельным стартом. В первом случае стартует сразу вся группа велосипедистов, во втором спортсмены пускаются в путь один за другим, с интервалом в 30-60 сек.
Не менее интересны соревнования на велотреке – особом сооружении с круговой наклоненной к центру дорожкой. Велосипедисты мчатся по ней с огромной скоростью. На треке проводят индивидуальные гонки на время, командные, групповые.
Велосипедные гонки.
Посмотрите на гонщика во время соревнований. Он наклонился вперед, прильнул к рулю, почти слился с машиной. Благодаря этому сопротивление воздуха уменьшается. Во время велосипедных гонок можно увидеть и другой интересный тактический прием: гонщик старается держаться позади соперника, «сесть эму на колесо». Передний гонщик прокладывает путь, как бы сквозь толщу воздуха, а второй тратит меньше сил и в решающий момент старается вырваться вперед и финишировать первым. Этим приемом пользуются не только противники, но и члены одной команды. В командных гонках, где победа решается дружными действиями всего маленького коллектива, каждый член команды по очереди лидирует, т.е. идет первым.
Существует несколько разновидностей гонок:
Гонки с лидером
По овалу велотрека с огромной скоростью мчится мотоцикл. Встречный воздух так и бьет в лицо и грудь, сидящего за рулем человека. Но он сидит в седле прямо, широко расправив плечи. Вслед за ним едет велосипедист. Он все время находится в разреженном пространстве, которое образуется позади мотоцикла, и благодаря этому может поддерживать высокую скорость.
Гонки с лидером.
Успех таких гонок во многом зависит от искусства лидера. Мотоциклист должен приноровится к своему партнеру, все время чувствовать его за своей спиной. Согласованность в движении велосипедиста и лидера достигается долгими месяцами совместных тренировок.
Тандемы
В летописях спорта можно найти любопытные сведения о первых гонках с лидером. В 1895 г. москвич Д. Докучаев установил своеобразный рекорд. На открытом треке он за 24 часа проехал на велосипеде около 700 км. Конечно, велосипедист не сумел бы преодолеть за такое время это расстояние, если бы ему не помогали. Впереди него действительно ехал лидер. Но не на мотоцикле (тогда мотоциклов еще не было), а на тандеме – двухместном велосипеде.
На тандеме можно развивать очень большую скорость. Как же рождается эта скорость?
Тандем.
Когда оба тандемиста дружно вращают педали, они создают двойную тягу. А сопротивление воздуха почти такое же, как при езде на обыкновенном гоночном велосипеде. Силы, сэкономленные гонщиком в борьбе с сопротивлением воздуха, превращаются в добавочные метры, пройденные в каждую секунду.
Кроссы
Кроме описанных соревнований, на велосипедах часто проводятся кроссы – гонки по пересеченной местности.
Кросс.
Езда без дорог, по крутым склонам, через броды и грязь требует большой ловкости, смелости, выносливости и силы. Велокроссы очень интересны и привлекают много участников и зрителей.